Служебная этика государственных служащих

Государственная служба


 

Служебная этика государственных служащих

Асхат Искендиров- заместитель руководителя,
заведующий секретариатом Совета по этике
Департамента Министерства по делам
государственной службы Республики Казахстан по
Костанайской области

В целях реализации 5-ти институциональных реформ, Плана нации «100 конкретных шагов» приняты и вступили в действие с 1 января 2016 года Закон «О государственной службе Республики Казахстан», «О противодействии коррупции».

На новом этапе реформ особое внимание уделено усилению дисциплинарного и этического контроля в сфере государственной службы.

Так, Указом Главы государства введен в действие новый Этический кодекс государственных служащих, регламентирующий поведение служащих, как на работе, в т.ч. взаимоотношения внутри коллектива, так и в быту.

В то же время, новый институт уполномоченного по этике призван обеспечить морально-нравственное воспитание государственных служащих, а впервые созданные Советы по этике на системной основе будут проводить работу по выработке мер предупреждения коррупции и этических правонарушений.

Остановимся на каждом нововведении подробнее.

К общим положениям нового Этического кодекса отнесены требования к поведению госслужащих, связанные с укреплением межнационального согласия в стране, обеспечение законности и транспарентности принимаемых решений, честность и справедливость самих служащих.

Нельзя забывать, что государственные служащие в первую очередь должны противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства и правам его граждан, соблюдать установленные ограничения и запреты. Соблюдение делового этикета и правил официального поведения, а также сдержанность и аккуратность внешнего вида госслужащего должны стать нормой.

Также «слуга народа» должен исключить любые действия, которые могут вызвать критику со стороны общества, в том числе по распространению сведений, не соответствующих действительности, неукоснительно соблюдать требования по сохранности государственной собственности, включая автотранспортные средства, служебную дисциплину, рационально использовать рабочее время.

Еще одним большим блоком работы Кодекс определяет повышение качества оказываемых государственных услуг, их ориентированность на запросы населения.

К стандартам поведения во внеслужебное время отнесены такие запреты, как антиобщественное поведение, в т.ч. нахождения в общественных местах в состоянии опьянения, при этом совершая действия, посягающие на общественную нравственность и порядок, а также вовлечение других граждан в совершение противоправных деяний.

Результативность любой работы зависит от той культуры взаимоотношений, которая складывается в коллективе.

В связи с чем, в Кодексе важная роль отведена формированию здорового морально-психологического климата в государственных органах.

Все служащие и в первую очередь руководители должны способствовать укреплению в коллективе деловых взаимоотношений, воздерживаться от обсуждения личных и профессиональных качеств коллег, порочащих их честь и достоинство.

Наряду с этим, служащим, занимающие нижестоящие должности при выполнении поручений руководителей необходимо представлять только достоверные сведения, незамедлительно доводить до руководства и уполномоченного по этике о ставших им известными случаях нарушений служебной этики.

Руководители же в отношениях с подчиненными обязаны своим поведением служить хорошим примером во всем, обеспечивать соблюдение принципов меритократии, проявлять объективность при применении мер поощрения и взысканий, не допуская по отношению к подчиненным необоснованных обвинений, фактов грубости и некорректного поведения.

Следующий немаловажный пул отношений, которые регулирует Кодекс это публичные выступления государственных служащих.

Такие выступления по вопросам деятельности госоргана осуществляются его руководителем или уполномоченными на это должностными лицами.

Служащим не следует публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики, если оно:

1) не соответствует основным направлениям госполитики;

2) раскрывает служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию;

3) содержит неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства.

Не допускаются публикации служащими от имени государственного органа своих материалов по научной, педагогической или творческой деятельности.

Между тем, при предъявлении необоснованного обвинения в коррупции чиновники должны в месячный срок принять меры по его опровержению.

В международной практике положительно себя зарекомендовал институт уполномоченного по этике (функционируют в Венгрии, Канаде, США и т.д.).

Следуя этому опыту, с 2016 года введен аналогичный институт и у нас в стране. Уполномоченный по этике – это госслужащий, обеспечивающий соблюдение служебной этики в государственных органах.

Этот институт вводится в центральных госорганах (за исключением правоохранительных и специальных органов) и в аппаратах акимов областей, городов республиканского значения, столицы.

Возложение функций уполномоченного по этике в центральных органах осуществляется – ответственными секретарями, в местных – руководителями аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы.

Уполномоченный по этике будет оказывать госслужащим консультативную помощь, в т.ч. по вопросам соблюдения ими установленных ограничений и запретов, рассматривать обращения физических и юридических лиц, формировать культуру взаимоотношений в коллективе.

В то же время, в случаях нарушения прав служащих он будет принимать меры, направленные на их защиту и восстановление.

Отмечаем, что уполномоченный может действовать и самостоятельно если у него будут на то обоснованные сомнения о беспристрастности руководителя государственного органа в разрешении соответствующего вопроса, к примеру, конфликт интересов.

Кроме того, с этого года Дисциплинарные советы преобразованы в Советы по этике Министерства по делам государственной службы.

Они созданы во всех областях и городах Астана и Алматы, в форме коллегиальных органов. Рабочим органом Совета является его секретариат.

Расширяется круг вопросов, отнесенных в компетенцию нового Совета.

Первое, Совет будет рассматривать итоги анализа коррупционных рисков, выявленных новым Департаментом по делам государственной службы или в ходе внутреннего анализа, проводимых самим госорганом.

Второе, на постоянной основе будут рассматриваться итоги работы госорганов по реализации Антикоррупционной стратегии и тех рекомендаций по профилактике коррупции, этических правонарушений, которые были даны уполномоченным органом.

Третье, координация деятельности уполномоченных по этике и дискомиссий госорганов также отнесены к полномочиям Совета, для чего после проведения соответствующих анализов нарушений этики и диспрактики мы будем рассматривать их на своих заседаниях.

Помимо всего изложенного, Совет рассматривает дисциплинарные дела в отношении акимов городов, районов, членов ревизионной комиссии, руководителей территориальных подразделений центральных госорганов и местных исполнительных органов, начиная от первых руководителей областных управлений вплоть до заместителей руководителя самостоятельных отделов в городах и районах области.

Особо подчеркнем, что в компетенцию Совета входят только этические нарушения, в том числе весь перечень дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу, определенных 50-й статьей Закона «О государственной службе Республики Казахстан».

Эти нарушения ранее квалифицировались как правонарушения создающие условия для коррупции в соответствии с утратившим силу Законом «О борьбе с коррупцией».

В заключении хотел бы сказать, что руководством страны поставлены перед ее гражданами, в т.ч. государственными служащими большие задачи. Эти задачи как отметил Лидер нации Н.А. Назарбаев, требует от всех слаженности действий, настойчивости, креативности и упорства.

Государственные служащие при этом, должны быть примером, эталоном современного казахстанского общества.

Әлеуметтік желілерде бұл туралы бөлісіңіз! Поделитесь этим в социальных сетях!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *